МОТОРНЫЕ МАСЛА
Соответствие обозначений марок моторных масел по ГОСТ 17479.1-85 и ранее принятых обозначений
Обозначение
по ГОСТ 17479.1-85 с изм. №3 | Ранее принятое
обозначение |
М-8-В | М-8В |
М-43/6-В1 | М-43/6В (АСЗп-6) |
М-63/10-В | М-63/10В (ДВ-АСЗп-10В) |
М-16-А(т) | М-16ПЦ |
М-20-А | МС-20П |
М-8-Б | Мт-8П |
М-63/10Б2 | МТЗ-10П |
М-12-Б2 | М-12Б |
М-14-Б2 | М-14Б |
М-16-Б2(т) | МТ-16П |
М-8-В2 | М-8В2 |
М-10-В2 | М-10В2 |
М-10-В2(с) | М-10В2С |
М-14-В2 | М-14В2 |
М-14-В2(з) | М-14В2З |
М-16-В2 | М-16ИХП-3 (М-14В2) |
М-20-В2 | М-20В2 |
М-20-В2(ф) | М-20В2Ф |
М-10-Г2(цс) | М-10Г2ЦС |
М-8-Г2 | М-8Г2 |
М-10-Г2 | М-10Г2 |
М-8-Г2(к) | М-8Г2к |
М-10-Г2(к) | М-10Г2к |
М-8-Г2(у) | М-8Г2у |
М-10-Г2(у) | М-10Г2у |
М-14-Г2(цс) | М-14Г2ЦС |
М-14-Г2(к) | М-14Г2к |
М-14-Г2 | М-14Г2 |
М-16-Г2(цс) | М-16Г2ЦС |
М-20-Г2 | М-20Г2 |
М-10-Д2 | М-10Д |
М-16-Д2 | М-16Д |
М-10-Д2(м) | М-10ДМ |
М-8-Д2(м) | М-8ДМ |
М-10-Д2(цл20) | М-10ДЦЛ20 |
М-63/14-Д2(м) | М-63/14ДМ |
М-14-Д2(м) | М-14ДМ |
М-14-Д2(цл20) | М-14ДЦЛ20 |
М-14-Д2(цл30) | М-14ДЦЛ30 |
по ГОСТ 17479.1-85 | по классификациии SAE |
33 | 5W |
43 | 10W |
53 | 15W |
63 | 20W |
6 | 20 |
8 | 20 |
10 | 30 |
12 | 30 |
14 | 40 |
16 | 40 |
20 | 50 |
24 | 60 |
33/8 | 5W-20 |
43/6 | 10W-20 |
43/8 | 10W-20 |
43/10 | 10W-30 |
53/10 | 15W-30 |
53/12 | 15W-30 |
63/10 | 20W-30 |
63/14 | 20W-40 |
63/16 | 20W-40 |
Масло М-12-ТП (ТУ 38.401-58-28-91) получают компаундированием дистиллятного и остаточного компонентов с добавлением композиции присадок. Используют в составе топливно-масляной смеси в двухтактных бензиновых двигателях воздушного и водяного охлаждения, установленных на транспортных средствах и механизированных инструментах.
Кинематическая вязкость при 100 °С, мм2/C | 11-12 |
Сульфатная зольность, % | <= 0,3 |
Щелочное число, мг КОН/г | >= 2,3 |
Массовая доля, %
механических примесей | <= 0,015 |
воды | Следы |
Температура застывания, °С | <= -15 |
Плотность при °20 С, кг/м3 | <= 900 |
Масло М-53/10Г1 (ГОСТ 10541-78) готовят на базовом масле И-20А. Используют в регионах с низкими температурами зимних месяцев как всесезонное.
Масло М-63/12Г1 (ГОСТ 10541-78) готовят на основе смеси дистиллятных компонентов различной вязкости с добавлением присадок, обеспечивающих высокие противоизносные свойства. Применяют всесезонно в регионах с умеренными климатическими условиями при температуре воздуха от -20 до +45 °С.
Масла групп В и В1, предназначены для двигателей легковых и грузовых автомобилей, работающих на бензине с октановым числом До 80. Их применяют всесезонно. Они содержат композиции отечественных присадок или пакеты импортных присадок, добавляемых к дистиллятным или компаундированным базовым маслам.
Масло М-43/6В1 (ГОСТ 10541-78) получают загущением базового масла (веретенное АУ) полиметакрилатной присадкой и добавлением композиции моющих, антиокислительной и противо-пенной присадок. Применяют всесезонно в северной климатической зоне и в районах с умеренными климатическими условиями только как зимнее масло. Обеспечивает холодный пуск двигателя при -30 °С. Масло М-63/10В (ГОСТ 10541-78) получают на основе высококачественного компаундированного базового масла и эффективной композиции присадок. Применяют всесезонно в средне-форсированных бензиновых двигателях и безнаддувных дизелях. Это универсальное масло отличается повышенной работоспособностью. В бензиновых двигателях грузовых автомобилей пробег до замены масла составляет 18 тыс. км, а в дизелях - до 500 моточасов.
Масло M-8B (ГОСТ 10541-78) готовят из смеси дистиллятного и остаточного компонентов или дистиллятного компонента узкого фракционного состава с эффективной композицией присадок. Используют всесезонно в среднефорсированных бензиновых двигателях легковых и грузовых автомобилей с периодичностью замены до 18 тыс. км пробега, а также как зимнее масло для среднефорсированных автотракторных дизелей.Характеристики масел групп Г1, В и В1
Показа-
тели | М-63/12Г1 | М-53/10Г1 | М-43/6В1 | M-8B | М-63/10В |
Вязкость кинематическая, мм2/°C при температуре: 100°C | >=12 | 10-11 | 5,5-6,5 | 7,5-8,5 | 9,5-10,5 |
0°C | - | - | - | <=1200 | - |
-18°C | <=10400 | не норм. | 1100-2600 | не норм. | <=9000 |
-30°C | - | - | 11000 | - | - |
Индекс вязкости, не менее | 115 | 120 | 125 | 93 | 120 |
Массовая доля, %, не более: механических примесей | 0,015 | 0,015 | 0,02 | 0,015 | 0,02 |
воды | Следы | Следы | Следы | Следы | Следы |
Температура,°С: вспышки в открытом тигле, не ниже | 210 | 200 | 165 | 207 | 190 |
застывания, не выше | -30 | -38 | -42 | -25 | -30 |
Коррозионность на пластинках из свинца, г/м2, не более | отсут-
ствие | не норм. | 5,0 | 10,0 | 4,0 |
Моющие свойства по ПЗВ, баллы, не более | 0,5 | - | 1,0 | - | 0,5 |
Щелочное число, мг КОН/г, не менее | 7,5 | 5,0 | 5,5 | 4,2 | 5,5 |
Зольность сульфатная, %, не более | 1,3 | 0,9 | 1,3 | 0,95 | 1,3 |
Стабильность по индукционному периоду осадкообразования (ИПО),ч: 15 | - | - | выдер-
живает | - | - |
20 | - | не норм. | - | - | - |
30 | выдер-
живает | - | - | выдер-
живает | выдер-
живает |
Цвет, ед. ЦНТ, не более: без разбавления | 7,5 | 5,0 | - | - | - |
с разбавлением 15:85 | - | - | 3,0 | 3,5 | 3,0 |
Плотность при 20°С, кг/м3, не более | 900 | 900 | 880 | 905 | 890 |
Массовая доля активных элементов, %, не менее: кальция | 0,23 | 0,20 | - | 0,16 | - |
цинка | 0,10 | 0,12 | - | 0,09 | - |
фосфора | - | - | - | 0,09 | - |
Вязкость динамическая, мПа-с, не более, при темпера- туре: -18°С | - | 2300 | - | - | - |
-15°С | 4500 | - | не норм. | - | - |
Масла групп А и Б2 Масла групп А и Б2 предназначены для дизелей старых моделей, работающих на топливах с небольшим содержанием серы. Спрос на масла этих групп сохраняется в большинстве случаев в силу традиции и невысокой цены. За редкими исключениями масла групп А и Б2 могут быть заменены более эффективными маслами группы В2 того же класса вязкости. Масло МС-20П (ТУ 38.101265-88) получают добавлением многофункциональной присадки к маслу МС-20. Применяют для смазывания судовых, тепловозных и стационарных дизелей типа 12ЧН 18/20, эксплуатируемых на малосернистом топливе.
Масло М-16ПЦ (ГОСТ 6360-83) вырабатывают из сернистых нефтей. Содержит многофункциональную и депрессорную присадки. Применяют для смазывания двигателей типов В-2, Д-6 при работе на малосернистом топливе.
Масло М-14Б (ТУ 38.101264-72) вырабатывают из малосернистых и сернистых нефтей компаундированием дистиллятного и остаточного компонентов с многофункциональной присадкой ВНИИНП-360 и противопенной присадкой ПМС-200А. Применяют в двух- и четырехтактных тепловозных дизелях типов 2Д100, Д-50 и аналогичных им по уровню форсирования маневровых и промышленных тепловозах.
Масло МТЗ-10П (ГОСТ 25770-83) готовят на основе маловязкого дистиллятного компонента с нормированным фракционным составом путем загущения полимерной вязкостной присадкой и добавления композиции присадок. Применяют преимущественно для зимней эксплуатации транспортных дизелей невысокой степени форсирования.
Масло МТ-16П (ГОСТ 6360-83) вырабатывают из малосернистых нефтей компаундированием смеси остаточного и дистиллятного компонентов с композицией моющей, антиокислительной, депрессорной и противопенной присадок. С использованием новой, более эффективной композиции присадок уровень эксплуатационных свойств масла МТ-16П превышает требования к маслам группы Б2. Применяют для смазывания транспортных дизелей типа В-2 и аналогичных по уровню форсирования безнаддувных двигателей.Характеристики масел групп А и Б2
Показа-
тели | МС-20П | М-14Б | МТЗ-10П | М-16ПЦ | МТ-16П |
Вязкость кинематическая, мм2/°C при темпе- ратуре: 100°C | 20 | 14+/-0,5 | 9,5-10,5 | 15,5-16,5 | 15,5-16,5 |
40°C | - | - | 50 | - | - |
-30°C | - | - | 50 | - | - |
Индекс вязкости, не менее | 80 | 85 | 125 | 85 | 85 |
Коксуемость масла без присадки, %, не более | 0,3 | 0,4 | - | - | - |
Кислотное число, масла без присадки, мг КОН/г, не более | 0,05 | 0,05 | - | - | - |
Щелочное число, мг КОН/г, не менее | 0,9 | - | 3,5 | 0,9 | 4,0 |
Зольность масла,% (маc. доля): без присадки, не более | 0,008 | 0,005 | - | - | - |
с присадкой | 0,24 | 1,0 | <=1,15* | 0,25-0,55 | 0,6-1,0 |
Массовая доля механических примесей, %, не более: без присадки | Отсут-
ствие | - | - | - | - |
с присадкой | 0,01 | 0,015 | 0,025 | 0,015 | 0.015 |
Температура,°С: вспышки в открытом тигле, не ниже | 225
(закр. тигель) | 200 | 165 | 230 | 210 |
застывания, не выше | -18 | -15 | -43 | -25 | -25 |
Коррозионность на пластинках из свинца, г/м2, не более | 10,0 | 8,0 | 5,0 | 6,0 | 5,0** |
Плотность при 20°С, кг/м3, не более | 900 | 910 | 900 | 905 | 905 |
Цвет, с разбавлением 15:85 ед. ЦНТ, не более: | - | 7,0 | 4,0 | 7,0 | 7,0 |
Массовая доля активных элементов, %, не менее: кальция | 0,08*** | - | 0,2 | - | - |
бария | 0,14 | - | - | - | - |
Моющие свойства по ПЗВ, баллы, не более | - | - | - | 1,0 | 1,0 |
Степень чистоты, мг/100г масла, не более | - | - | - | 400 | 600 |
Трибологи- ческие характеристики при температуре (20+/-5)°С: показатель износа при постоянной нагрузке 196 Н, мм, не более | - | - | - | 0,45 | 0,45 |
массовая доля серы в масле без присадки, % не более | 1,1 | - | - | - | - |
* Зольность сульфатная по ГОСТ 12417-94
** Коррозионность по ГОСТ 20502-75, метод А, вар II *** Кальций нормируется, барий не определяется при производстве масла МС-20П с присадкой ВНИИ НП-714 или ее импортными аналогами | |||||
Примечания.
1.Для всех масел массовая доля воды, % не более - следы. 2. Для масла МС-20П нормируется содержание селективных растворителей в масле без присадки - отсутствие, для масла М-14Б содержание водорасворимых кислот и щелочей - реакция щелочная, содержание фенола в масле без присадки - отсутствие |
Масла группы В2 Масла группы В2 вырабатывают из малосернистых и сернистых нефтей. Они содержат композиции присадок, придающие маслам эксплуатационные свойства, обеспечивающие надежное смазывание безнаддувных автотракторных дизелей старых моделей, а также судовых, тепловозных, стационарных и транспортных дизелей среднего уровня форсирования при работе на дистиллятных дизельных топливах с содержанием серы до 0,5 % (мас. доля).
Масла М-8В2 (ТУ 38.401-58-37-92) и М-10В2 (ГОСТ 8581-78) готовят на основе смесей дистиллятного и остаточного компонентов, выработанных из сернистых нефтей. Применяют дня смазывания автотракторных дизелей СМД-14, А-41, Д-50, Д-37М и других зимой (М-8В2) и летом (М-10В2).
Масло М-10В2С (ГОСТ 12337-84) производят преимущественно из малосернистых нефтей путем компаундирования дистиллятного и остаточного компонентов с композицией присадок. Применяют для смазывания главных и вспомогательных дизелей морских и речных судов, дизель-генераторов, а также в циркуляционных системах двухтактных крейцкопфных судовых дизелей. Может быть использовано в автотракторных дизелях наравне с летним маслом М-10В2.
Масло М-14В2 (ГОСТ 12337-84) получают смешением дистиллятного и остаточного компонентов, выработанных из сернистых или малосернистых нефтей, с композицией присадок. Используют для смазывания двух- и четырехтактных тепловозных и судовых дизелей тронкового типа при их эксплуатации на дистиллятных дизельных топливах с содержанием серы до 0,5 % (мас. доля), а также двигателей карьерных автосамосвалов.
Масло М-20В2Ф (ГОСТ 12337-84) состоит из остаточного базового масла, получаемого из сернистых нефтей, и специальной композиции присадок без дитиофосфатов цинка. Применяют для смазывания судовых дизелей типов 12ЧН 18/20 и ЧН 16/17, имеющих повышенную степень форсирования или эксплуатируемых с увеличенными сроками замены масла.Масла группы Г2 Масла группы Г2 вырабатывают из сернистых и малосернистых нефтей. Все масла этой группы содержат значительно больше более эффективных присадок, чем масла группы В2. Высокая степень легирования масел группы Г2 позволяет применять их в более жестких условиях, где необходима высокая термическая стабильность, лучшие антиокислительные, моюще-диспергирующие, нейтрализующие и противоизносные свойства. Высокооборотные дизели, смазываемые маслами группы Г2, эксплуатируют на дистиллятных топливах с содержанием серы до 0,5 % (мас. доля), а средне- и малооборотные судовые дизели с большим диаметром цилиндра - до 1,5 % (мас. доля).
Масла М-8Г2 и М-10Г2 (ГОСТ 8581-78) получают смешением дистиллятного и остаточного компонентов, вырабатываемых из сернистых нефтей, с композицией присадок. Используют соответственно для зимней и летней эксплуатации автотракторных дизелей без наддува или с невысоким наддувом. Масло М-10Г2 применяют также для смазывания высокооборотных стационарных дизелей и дизель-генераторов. Масла М-8Г2к и М-10Г2к (ГОСТ 8581-78) отличаются от масел М-8Г2 и М-10Г2, только существенно более эффективными композициями присадок, что дает возможность увеличивать сроки замены масла, успешно использовать масла М-8Г2к и М-10Г2к в современных автомобилях КамАЗ, ЗИЛ, а также автобусах "Икарус".
Масла М-10Г2ЦС, М-14Г2ЦС и М-16Г2ЦС (ГОСТ 12337-84) состоят из смесей дистиллятного и остаточного компонентов, вырабатываемых из сернистых или малосернистых нефтей, и композиции эффективных присадок. Предназначены для смазывания главных и вспомогательных тронковых дизелей судов морского транспортного, промыслового и речного флота. Масло М-10Г2ЦС используют также в циркуляционных системах крейцкопфных дизелей высокой степени форсирования, а масло М-16Г2ЦС - для смазывания цилиндров тронковых и крейцкопфных дизелей с помощью лубрикаторов, когда массовая доля серы в применяемом топливе не более 1,5%. Масло М-14Г2ЦС широко применяют в тепловозных дизелях типа ЧН 26/26, стационарных дизель-генераторах с двигателями типа ЧН 40/48, дизель-редукторных агрегатах с двигателями типа ЧН 40/46. Масла марки Г2ЦС получили допуск к применению у зарубежных дизелестроителей. Масла М-10Г2ЦС, М-14Г-ДС и М-16ГДС могут использоваться для смазывания ряда судовых механизмов и агрегатов, где необходимы масла соответствующих вязкостей (редукторы, компрессоры, воздуходувки и др.). Отличительная особенность этих масел - очень хорошая влагостойкость, малая эмульгируемость с водой и легкое отделение воды при сепарации.
Масло М-14Г2 (ГОСТ 12337-84) состоит из смеси дистиллятного и остаточного компонентов, вырабатываемых из сернистых нефтей, и композиции присадок с особо высокими моющими свойствами. Предназначено для смазывания тепловозных дизелей типа ЧН 26/26 при работе на топливе с массовой долей серы до 0,5%.
Масло М-20Г2 (ГОСТ 12337-84) состоит из остаточного базового масла и композиции присадок, обеспечивающей надежное смазывание в специфических условиях двухтактных дизелей. Предназначено для эксплуатации судовых и стационарных дизелей типаДН 23/2х30.Масла группы Д2 Масла группы Д2, вырабатывают на основе базовых компонентов, получаемых из сернистых нефтей, или с применением синтетических компонентов. В составах масел группы Д2 эффективные присадки используют в высоких концентрациях для достижения уровня эксплуатационных свойств, обеспечивающего длительную работоспособность наиболее форсированных двигателей в особотяжелых эксплуатационных условиях, в частности при применении топлив с повышенным содержанием серы. Масла М-8ДМ и М-10ДМ (ГОСТ 8581-78) состоят из смесей дистиллятного и остаточного компонентов, вырабатываемых из сернистых нефтей, и новой композиции присадок, улучшающей антикоррозионные и противоизносные свойства масел марки ДМ. Предназначены соответственно для зимней и летней эксплуатации высокофорсированных дизелей с турбонаддувом, работающих в тяжелых условиях. Могут использоваться в дизелях без наддува со значительно увеличенным пробегом между заменами масла. Обеспечивают надежное смазывание отечественной и импортной техники (карьерные большегрузные самосвалы, промышленные тракторы большой мощности с двигателями водяного или воздушного охлаждения, экскаваторы, бульдозеры, автопогрузчики, трубоукладчики).
Масло М-14ДМ (ТУ 38.401-58-22-91) отличается от масла М-10ДМ большей вязкостью базового масла, но имеет то же назначение. Предпочтительно применение в местностях с жарким продолжительным летом, а также в двигателях, для смазывания которых необходимо масло класса вязкости 14 (SAE 40).
Масло М-63/14ДМ (ТУ 38.401-938-92) состоит из маловязкого базового масла, выработанного из сернистых нефтей и загущенного вязкостной присадкой, и композиции присадок. Это всесезонное масло может применяться круглый год в дизелях с наддувом, эксплуатируемых в тяжелых условиях, вместо двух сезонных масел М-8ДМ и М-10ДМ.
Масло МТ-53/10Д (ТУ 38.401-58-40-92) готовят путем загущения маловязкого базового масла из сернистых нефтей полимерной вязкостной присадкой и добавления композиции присадок, придающей готовому продукту свойства высокоэффективного дизельного масла, трансмиссионного масла группы ТМ-4 (GL-4 по API) и гидравлической жидкости для гидросистем промышленных тракторов и сельскохозяйственных машин. Применяют всесезонно в регионах с умеренными климатическими условиями как единое моторно-трансмиссионно-гидравлическое масло, обеспечивающее надежное смазывание дизелей с наддувом, включая двигатели воздушного охлаждения, агрегатов тракторных трансмиссий и гидросистем, управляющих рабочими органами машин. Аналогично импортным маслам, называемым STOU (Super Tractor Oil Universal).
Масло МТ-43/8ДС (ТУ 38.401-58-54-92) готовят на основе синтетических базовых компонентов и специальной композиции присадок. Используют как всесезонное единое масло для двигателей, агрегатов трансмиссий и гидросистем промышленных тракторов в климатических условиях Севера. Применяют во всех объектах техники, смазываемых маслом МТ-53/10Д при умеренных климатических условиях.Масла группы Д2, вырабатывают на основе базовых компонентов, получаемых из сернистых нефтей, или с применением синтетических компонентов. В составах масел группы Д2 эффективные присадки используют в высоких концентрациях для достижения уровня эксплуатационных свойств, обеспечивающего длительную работоспособность наиболее форсированных двигателей в особотяжелых эксплуатационных условиях, в частности при применении топлив с повышенным содержанием серы. Масла М-8ДМ и М-10ДМ (ГОСТ 8581-78) состоят из смесей дистиллятного и остаточного компонентов, вырабатываемых из сернистых нефтей, и новой композиции присадок, улучшающей антикоррозионные и противоизносные свойства масел марки ДМ. Предназначены соответственно для зимней и летней эксплуатации высокофорсированных дизелей с турбонаддувом, работающих в тяжелых условиях. Могут использоваться в дизелях без наддува со значительно увеличенным пробегом между заменами масла. Обеспечивают надежное смазывание отечественной и импортной техники (карьерные большегрузные самосвалы, промышленные тракторы большой мощности с двигателями водяного или воздушного охлаждения, экскаваторы, бульдозеры, автопогрузчики, трубоукладчики).
Масло М-14ДМ (ТУ 38.401-58-22-91) отличается от масла М-10ДМ большей вязкостью базового масла, но имеет то же назначение. Предпочтительно применение в местностях с жарким продолжительным летом, а также в двигателях, для смазывания которых необходимо масло класса вязкости 14 (SAE 40).
Масло М-63/14ДМ (ТУ 38.401-938-92) состоит из маловязкого базового масла, выработанного из сернистых нефтей и загущенного вязкостной присадкой, и композиции присадок. Это всесезонное масло может применяться круглый год в дизелях с наддувом, эксплуатируемых в тяжелых условиях, вместо двух сезонных масел М-8ДМ и М-10ДМ.
Масло МТ-53/10Д (ТУ 38.401-58-40-92) готовят путем загущения маловязкого базового масла из сернистых нефтей полимерной вязкостной присадкой и добавления композиции присадок, придающей готовому продукту свойства высокоэффективного дизельного масла, трансмиссионного масла группы ТМ-4 (GL-4 по API) и гидравлической жидкости для гидросистем промышленных тракторов и сельскохозяйственных машин. Применяют всесезонно в регионах с умеренными климатическими условиями как единое моторно-трансмиссионно-гидравлическое масло, обеспечивающее надежное смазывание дизелей с наддувом, включая двигатели воздушного охлаждения, агрегатов тракторных трансмиссий и гидросистем, управляющих рабочими органами машин. Аналогично импортным маслам, называемым STOU (Super Tractor Oil Universal).
Масло МТ-43/8ДС (ТУ 38.401-58-54-92) готовят на основе синтетических базовых компонентов и специальной композиции присадок. Используют как всесезонное единое масло для двигателей, агрегатов трансмиссий и гидросистем промышленных тракторов в климатических условиях Севера. Применяют во всех объектах техники, смазываемых маслом МТ-53/10Д при умеренных климатических условиях.