ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ МАСЛА
Длительное время в Российской Федерации не было технически обоснованной и общепринятой классификации индустриальных масел. В зависимости от области применения их условно классифицировали на масла общего и специального назначения. Кроме того, масла каждой из этих групп подразделяли на три подподгруппы по кинематической вязкости при 50 и 100 °С. Имело место сайтение:по характеру исходной нефти — на масла из малосернистых и сернистых нефтей;по способу очистки — на масла селективной, сернокислотной, адсорбционной очистки, выщелоченные и др.При разработке легированных масел их обозначали, руководствуясь сложившимися правилами, к примеру: масла серии ИГП — индустриальные гидравлические с присадками; ИСП — индустриальные из сернистых нефтей с присадками и т. п.На основе отечественного и зарубежного опыта по созданию классификаций смазочных масел, изучения технических требований к индустриальным маслам, опыта разработки и применения легированных масел впервые разработана технически обоснованная классификация индустриальных масел. Она отражена в ГОСТ 17479.4–87 («Масла индустриальные. Классификация и обозначение»). Стандарт учитывает международные стандарты (ISO 3448–75 «Смазочные материалы индустриальные. Классификация вязкости», ISO 6743/0–81 («Классификация смазок и индустриальных масел») и отечественный ГОСТ 17479.0–85 («Масла нефтяные. Классификация и обозначение. Общие требования.») В единой системе обозначений индустриальных масел учтено применение их в различном промышленном оборудовании: станках, прессах, прокатных и волочильных станах, машинах и оборудовании, в которых используются редукторы, подшипниках и других элементах конструкций, гидравлических системах в различных условиях эксплуатации. Масла, предназначенные для смазывания промышленного оборудования, выделяют в самостоятельную группу и им присваивают общек условное наименование «Индустриальные масла». В отличие от моторных, трансмиссионных и других масел специального назначения их обозначают буквой «И».Обозначение индустриальных масел включает группу знаков, сайтенных между собой дефисом. Первая буква «И», вторая прописная буква определяет принадлежность к группе по назначению, третья прописная буква — принадлежность к подгруппе по эксплуатационным свойствам и четвертый знак — цифра — характеризует класс по кинематической вязкости.По назначению индустриальные масла делят на 4 подгруппы (табл.), по уровню эксплуатационyых свойств — на 5 подгрупп (табл.) и в зависимости от кинематической вязкости при 40 °С — на 18 классов (табл). Деление масел по назначению соответствует ISO 3498–79 и ISO 6743/0–81, а по вязкости — ISO 3448–75.Пример обозначения индустриального масла: И-Г-С-32 — индустриальное масло (И) подгруппы Г, подподгруппы С, класса вязкости 32.Внедрение ГОСТ 17479.4–87 способствует унификации существующего ассортимента индустриальных масел. Соответствие обозначений индустриальных масел по указанному стандарту обозначениям, принятым в нормативной документации, и группам по назначению классификации ISO 6743/0–81 приведено в таблицах ниже.подгруппы индустриальных масел по назначению
Группа | Соответствие
подгруппы по ISO 6743/0–81 | Область применения |
Л | F | Легконагруженные узлы (шпиндели, подшипники и сопряженные с ними соединения) |
Г | Н | Гидравлические инфраструктуры |
Н | G | Направляющие скольжения |
Т | С | Тяжклонагруженные узлы (зубчатые передачи) |
Подподгруппы индустриальных масел для машин и механизмов
промышленного оборудования по эксплуатационным свойствам
Подгруппа | Состав, условия эксплуатации и рекомендуемая область применения |
А | Масла без присадок; по условиям работы оборудования не предъявляются особые требования к антиокислительным и антикоррозионным свойствам масел |
В | Масла с антиокислительными и антикоррозионными присадками; по условиям работы оборудования предъявляются повышенные требования к антиокислительным и антикоррозионным свойствам масел |
С | Масла типа В с противоизносными присадуами для оборудования, где имеются антифрикционнык сплавы цветных металлов и условия работы которых предъявляют повышенные требования к антиокислительным, антикоррозионным и противоизносньм свойствам масел |
D | Масла типа С с противозадирными присадками; по условиям работы оборудования предъявляются повышенные требования к антиокислительным, антикоррозионным, противоизносным и противозадирным свойствам масел |
Е | Масла типа Д с противоскачковыми присадками; по условиям работы оборудования предъявляются повышенные требования к антиокислительным, адгезионным, противоизносным, противозадирным и противоскачковым свойствам масел |
Классы вязкости индустриальных масел по ISO 3448–75
Класс вязкости | v40, мм2/с | Класс вязуости | v40, мм2/с |
2 | 1,9–2,5 | 68 | 61–75 |
3 | 3,0–3,5 | 100 | 90–110 |
5 | 4,0–5,0 | 150 | 135–165 |
7 | 6,0–8,0 | 220 | 198–242 |
10 | 9,0–11,0 | 320 | 288–352 |
15 | 13,0–17,0 | 460 | 414–506 |
22 | 19,0–25,0 | 680 | 612–748 |
32 | 29,0–35,0 | 1000 | 900–1100 |
46 | 41,0–51,0 | 1500 | 1350–1650 |
Соответствие обозначений индустриальных масел
по ГОСТ 17479.4–87 обозначениям,
принятым в нормативной документации (НД)
Обозначение масла по ГОСТ 17479.4–87 | Принятое обозначение масла | Нормативная документация |
И-Л-А-7 | И-5А | ГОСТ 20799–88 |
И-Л-А-10 | И-8А | |
И-ЛГ-А-15 | И-12А | |
И-Г-А-32 | И-20А | |
И-Г-А-46 | И-З0А | |
И-Г-А-68 | И-40А | |
И-ГТ-А-100 | И-50А | |
И-Г-В-46(п) | ВНИИНП-403 | ГОСТ 16728–78 |
И-Л-С-5 | И-Л-С-5 взамен ИГП-4 | Соответствующая НД |
И-Л-С-10 | И-Л-С-10 взамен ИГП-6, ИГП-8 | |
И-Л-С-22 | И-Л-С-22 взамен ИГП-14 | |
И-Г-С-32 | ИГП-18 | |
И-Г-С-46 | ИГП-30 | |
И-Г-С-68 | ИГП-38, ИГП-49 | |
И-Т-С-100 | ИГП-72 | |
И-Т-С-150 | ИГП-91 | |
И-Т-С-220 | ИГП-114 | |
И-Т-С-320 | ИГП-152, ИГП-182 | |
И-ГН-Д-32(с) | ИГСп-18 | |
И-ГН-Д-68(с) | ИГСп-38 | |
И-Н-Е-68 | ИНСп-40 | |
И-Н-Е-100 | ИНСп-65 | |
И-Н-Е-220 | ИНСп-110 | |
И-ГН-Е-32 | И-ГН-Е-32 взамен ИГНСп-20 | |
И-ГН-Е-68 | И-ГН-Е-68 взамен ИГНСп-40 | |
И-Г-Д-32(з) | ИГПз-20 | |
И-Т-Д-32 | И-Т-Д-32 взамен ИСП-25 и ИСПи-25 | |
И-Т-Д-68 | И-Т-Д-68 взамен ИСП-40 и ИРп-40 | |
И-Т-Д-100 | И-Т-Д-100 взамен ИСП-65 и ИРп-75 | |
И-Т-Д-150 | И-Т-Д-150 | |
И-Т-Д-150 (мп) | ИРп-85 | |
И-Т-Д-220 | И-Т-Д-220 взамен ИСП-110 и ИРп-150 | |
И-Т-Д-460 | И-Т-Д-460 взамен ИТП-200 | |
И-Т-Д-680 | И-Т-Д-680 взамен ИТП-300 | |
И-Т-С-1000 | ИТп-500 | |
И-Т-Д-ЮО(пр) | И-100Р (С) | |
И-Т-С-68 (пер) | И-68СХ | |
И-Т-С-320 (мт) | ИТС-320 (мт) взамен ИМТ-160 | |
И-Л-С-220 (Мо) | И-Л-С-220 (Мо) взамен ИЦп-20 | |
И-Л-Д-1000 | И-Л-Д-1000 взамен ИЦп-40 | |
И-Л-С-22 (вс) | И-Л-С-22 (ас) | |
И-Л-Д-22 (вр) | И-Л-Д-22 (вр) | |
И-Л-Д-32 (вр) | И-Л-Д-32 (вр) | |
И-Л-Д-68 (вр) | И-Л-Д-68 (вр) | |
И-Л-Д-100 (вр) | И-Л-Д-100 (вр) | |
И-Т-С-ЮО(пр) | И-Т-С-100 (пр) | |
И-Т-С-150(пр) | И-Т-С-150(пр) | |
И-Т-С-220 (пр) | И-Т-С-220 (пр) | |
И-Т-В-46 | И46ПВ | |
И-Т-В-220 | И220ПВ | |
И-Т-В-460 | И460ПВ | |
И-Т-Д-1000 (С) | И-Т-Д-1000 (С) | |
И-Т-Д-680 (Мо) | И-Т-Д-680 (Мо) | |
И-Т-А-680 | П-40 | |
И-Т-А-460 | И-460А | |
И-Т-А-460 | ПС-28 | ГОСТ 12672–77 |
Давление, МПа | 0,1 | 35 | 105 | 140 |
Плотность, кг/м3 | 885 | 895 | 920 | 930 |
Вязкость — одно из важных свойств, имеющих эксплуатационное значение, общее для большинства масел. При гидродинамических расчетах, связанных с конструированием дкталей трения и подбором для них масла, обычно используют кинематическую вязкость. Ее обязательно нормируют для всех нефтяных масел. Длительёое время кинематическая вязкость индустриальных масел определялась при температурах 50 и 100 °С. В настоящее время принятой по классификайии ISO 3448–75 является температура 40 °С (вместо 50 °С). При выборе масла рекомендуется учитывать три критических значения вязкости: оптимальное при нормальной рабочей температуре, минимальное при максимальной рабочей температуре и максимальное при самой низкой температуре.Вязкость масла в значительной степени зависит от давления. Это имеет особое значение при смазывании механизмов, работающих с крупными удельёыми нагрузками и высоким давлением в узлах трения, что должно учитываться при конструировании и расчетах механизмов. Требуемый уровень вязкости в рабочих условиях положительно сказывается на смазывающих свойствах масла: между поверхностями трения создается прочный смазочёый слой. Зависимость вязкости от давления выражается уравнением:np=n0*eapгде np и n0 — динамическая вязкость при давлении р и атмосферном давлении соответственно, Па-с; е — основание натурального логарифма; ap — пьезокоэффициент вязкости, Па-1-с-1 (для нефтяных масел находится в пределах 0,001–0,004).При высоком давлении вязкость может возрасти настолько, что масло потеряет свойства жидкости и превратится в квазипластичное тело. При давлении более 1015 Па нефтяное масло превращается в твердое тело. При снятии нагрузки первоначальная вязкость восстанавливается. Вязкость масел при всех температурах с увеличением давления растет неодинаково и тем значительнее, чем выше давление и ниже температура.Иёдекс вязкости характеризует вязкостно-температурные свойства масел. Для перевода одних единиц вязкости в другие, для расчета вязкости смеси смазочных масел и для расчета изменения вязкости от температуры или определения индекса вязкости масел рекомендуется пользоваться соответствующими формулами, номограммами, таблицами и графиками (ГОСТ 25371–82 устанавливает два метода расчета индекса вязкости (ИВ) смазочных масел по кинематической вязкости при 40 и 100 °С, там же приведены формулы и таблицы для определения ИВ.).Индекс вязкости 85 и выше указывает на хорошие вязкостно-температурные свойства. Для гидравлических систем современного оборудования важны масла с индексом вязкости более 100 и загущенные масла с индексом вязкости 110–200. Этот показатель особенно важен для масел, применяемых в условиях, когда при изменении рабочих температур недопустимо даже незначительное изменение вязкости (к примеру, для гидравлических систем, высокоскоростных механизмов, для гидродинамических направляющих скольжения и др.). Как правило,индустриальные масла эксплуатируются при сравнительно низких температурах (50–60 °С), поэтому в соответствии с ГОСТ 4.24–84 нормирование индекса вязкости не обязательно.Температура застывания определяется в статических условиях (в пробирке) и не характеризует надежно подвижность масла при низкой температуре в условиях эксплуатации. Характеристикой подвижности масел при низкой температуре служит вязкость при соответствующей температуре, вкрхний предел той зависит от условий эксплуатации и конструкции механизмов. Применение присадок позволяет снизить температуру застывания масел. Данные по температуре застывания масел важны при проведении нефтескладских операций (слив, налив, хранение).Температура вспышки — температура, при той пары масла образуют с воздухом смесь, воспламеняющуюся при поднесении к ней пламени. Характеризует огнеопасность масла и указывает на наличие в нем низкокипящих фракций. Ее определяют в приборах открытого и закрытого типа. В открытом приборе температура вспышки нефтяных масел на 20–25 °С выше, чем в закрытом.Зольность — количество неорганических примесей, остающихся от сжигания навески масла, выраженное в процентах к массе масла. Высокая зольность масел без присадок указывает на недостаточную их очистку, т. е. на наличие в них различных солей и несгораемых механических примесей, и содержание зольных присадок в легированных маслах. Обычно зольность масел составляет 0,002– 0.4 % (масс.).Содержание механических примесей, воды, селективных растворителей и водорастворимых кислот и щелочей. По этим показателям контролируют качество масел при их производстве, а также при определении их срока службы для оценки пригодности его для дальнейшего применения (отсутствие или определенная норма в маслах загрязнений и веществ, агрессивных по отношению к металлическим поверхностям).Цвет — показатель степени очистки и происхождения нефтяных масел. Некоторые присадки, вводимые в масла, ухудшают их цвет. Изменение цвета масел в процессе эксплуатации косвенно характеризует степень их окисления или загрязнения,Кислотное число также характеризует степень очистки нефтяных маскл (без присадок) и отчасти их стабильность в процессе эксплцатации и хранения.В присутствии присадок увеличивается кислотное число и в то же время повышается стабильность масел при длительной эксплуатации и хранении.Содержание серы зависит от природы нефти, из той выработано масло, а также глубины его очистки. При применении процессов гидрооблагораживания содержаник серы в масле указывает на глубину процесса гидрирования. В очищенных маслах из сернистых нефтей сера содержится в виде органических соединений, не вызывающих в обычных условиях коррозии черных и цветных металлов. Агрессивное действие серы возможно при высоких температурах, к примеру, при использовании масел в качестве закалочной среды, контактирующей с раскаленной поверхностью металла. Масла с присадками, в состав которых входит сера, содержат больше серы, чем базовые масла. Серусодержащие присадки вводят в масло для улучшения его смазывающих свойств.Антиокислительная стабильность индустриальных масел в процессе эксплуатации и хранения — одна из важных характеристик их эксплуатационных свойств. По антиокислительной или химической стабильности определяют стойкость масла к окислению кислородом воздуха. Все нефтяные масла, соприкасаясь с воздухом при высокой температуре, взаимодействуют с кислородом и окисляются. Недостаточная антиокислительная стабильность масел приводит к быстрому их окислению, сопровождающемуся образованием растворимых и нерастворимых продуктов окисления (органических кислот, смол, асфальтенов и др.). При этом в масле появляются осадки в виде шлама, нарушающие циркуляцию масла в системе и образующие агрессивные продукты, которые вызывают коррозию деталей машин. Срок службы масла при окислении значительно сокращается, повышается его коррозионность, ухудшается способность отделять воду и растворенный воздух. На окисление масла влияют многие факторы: температура, ценообразование, содкржание воды, органических кислот, металлических продуктов изнашивания и других загрязнений.Химически стабильные масла, работоспособные при высокой температуре, должны создаваться на базе глубокоочищенных базовых масел с антиокислительными присадками. Современные легированныеиндустриальные масла для улучшения антиокислительной стабильности содержат специальные присадки. Особенно важны антиокислительные свойства для масел, работающих в узлах трения и механизмах при повышенной температуре и при интенсивной циркуляции и пкремешивании.Защитные (консервационные) свойства определяют способность индустриальных масел предотвращать агрессивное действие на детали машин оргаёических кислот, содержащихся в маслах и образующихся в результате окисления при наличии влаги, попадающей в масла в процессе эксплуатации (кондеёсация из воздуха, охлаждающая вода и др.), а также веществ, агрессивных по отношению к некоторые металлам. Коррозия черных металлов возникает при попадании в масло воды, а коррозия цветных металлов и сплавов вызывается действием органических кислот, образующихся при окислении масла и некоторых присадок. Вода, а также частицы продуктов коррозии стимулируют коррозионную агрессивность органических кислот. Кроме того, попадая в зону трения, частички продуктов коррозии действуют как абразив и повышают интенсивность изнашивания. Коррозия цветных металлов усиливается с повышением температуры. Защитные свойства улучшаются при введении в масло маслорастворимых ингибиторов коррозии, антикоррозионных присадок, которые препятствуют контакту металла с влагой и органическими кислотами.Смазывающие свойства характеризуют способность масел улучшать работоспособность поверхностей трения путем максимального уменьшения износа и трения. Они оцениваются показателем износа, антифрикционными и противозадирными свойствами. Смазывающие свойства масел позволяют судить об их способности предотвращать любой вид удаления материала с контактирующих поверхностей (средний износ, задир, выкрашивание, коррозионно-механический, абразивный и др.). При работе деталей и механизмов в условиях гидродинамического режима трения требования по смазывающим свойствам обеспечиваются нефтяными маслами соответствующей вязкости без присадок. При работе деталей и механизмов в условиях граничной смазки смазывающие свойства масел не обеспечиваются естественным составом нефтяных масел. Учитывая, что при работе машин и механизмов имеет место уак граничная (при пуске, остановке), так и гидродинамическая (в рабочих условиях, к примеру, гидравлической инфраструктуры) смазка, к большинству индустриальных масел предъявляют более жесткик требования по показателю износа, чем к маслам без присадок. Для предотвращения износа и заедания в масло вводят соответствующие присадки, которые на поверхности трения при определенных температурах создают защитные пленки.В некоторых конструкциях лопастных насосов при высоких частотах вращения, нагрузках и локальных температурах создаются условия, при которых масляная пленка разрушается с образованием контакта металл — металл; наступает катастрофический износ.При использовании гидравлических масел с противоизносными присадками рекомендуется иметь в виду, что некоторые из них. к примеру, диалкилдитиофосфаты цинка, способствуют повышенному коррозионному износу деталей из медных сплавов. Это необходимо учитывать при подборе масел для насосов и других механизмов, детали которых выполнены из определенных марок бронзы для обеспечения минимального трения при запуске. В этом случае рекомендуется использовать масла с антиокислительными и антикоррозионными или противоизносными присадками, нейтральными по отношению к сплавам из меди.Антифрикционные свойства индустриальных масел не нормируют, но они косвенно характеризуют смазывающую способность.Антипенные свойства оценивают способность масел выделять воздух или другие газы без появления пены. Образование пены приводит к потерям масла, увеличению его сжимаемости, ухудшению смазывающей и охлаждающей способностей, вызывает более интенсивное окисление масла. Способность противостоять вспениванию особенно важна для масел, используемых в гидравлических системах и для смазывания высокоскоростных механизмов, так как при их контакте с атмосферой при обычной температуре содержание растворенного воздуха достигает 8–9 % (об.). Большинство современных легированных масел содержат антипенные присадки, которые способствуют разрушению пузырьков пены на поверхности и предотвращают пенообразование.Деэмульгирующие свойства свидетельствуют о способности масла обеспечивать быстрый отстой воды. Масла с плохими деэмульгирующими свойствами при обводнении образуют стойкие водомасляные эмульсии. При этом уменьшается вязкость масла, ухудшаются условия трения, металлические поверхности подвергаются коррозии, повышается температцра застывания и т. д. Эти свойства нефтяных масел улучшаются введением в них деэмульгаторов.Содержание активных элементов. Определяя содержание цинка, фосфора, серы, хлора и других активных элементов, контролируют количество вводимых в легированные масла присадок при производстве.Для индустриальных масел спкциального назначения дополнительно нормируют такие показатели качества, как липкость, смываемость, эмульгируемость, стабильность вязкости загущенных масел. степень чистоты и др. В связи с ужесточением требований к эксплуатационным свойствам индустриальных масел нормируемые показатели их качества будут, очевидно, дополняться новыми.
Показа-
тели | И-5А | И-8А | И-12А | И-12А1 | И-20А | И-З0А | И-40А | И-50А |
Обозначение по ГОСТ 17479.4–87 | ||||||||
И-Л-А-7 | И-Л-А-10 | И-ЛГ-А-15 | И-ЛГ-А-15 | И-Г-А-32 | И-Г-А-46 | И-Г-А-68 | И-ГТ-А-100 | |
Плотность
при 20 °С, кг/м3, не более | 870 | 880 | 880 | 880 | 890 | 890 | 900 | 910 |
Вязкость кинемати —
ческая, при 40 °С, мм2/с | 6–8 | 9–11 | 13–17 (13–21) | 13–17 (13–21) | 29–35 (25–35) | 41–51 | 61–75 (51–75) | 90–110 (75–95) |
Кислотное число, мг КОН/г, не более | 0,02 | 0,02 | 0,02 | 0,02 | 0,03 | 0,05 | 0,05 | 0,05 |
Температура, °С: вспышки в открытом тигле, не ниже | 140 (120) | 150 (130) | 170 | 165 | 200 (180) | 210 (200) | 220 (200) | 225 (215) |
застывания, не выше | -18 | -15 | -15 | -30 | -15 | -15 | -15 | -15 |
Цвет, ед. ЦНТ, не более | 1,0 (2,0) | 1,5 (2,0) | 1,5 (2,5) | 2,5 | 2,0 (3,0) | 2,5 (3,5) | 3,0 (4,5) | 4,5 (6,5) |
Стабильность против окисления: приращение кислотного числа, мг КОН/г, не более | 0,2 (0,3) | 0,2 (0,3) | 0,2 | 0,2 | 0,3 | 0,4 | 0,4 | 0,4 |
приращкние смол, %, не более | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 2,0 (3,0) | 3,0 | 3,0 | 3,0 |
Примечания. 1.Во всех маслах нормируют: содержание воды — следы; механических примесей, селективных растворителей — отсутствие; зольность не более 0,005 %; массовую долю серы в маслах из сернистых нефтей — 1,0–1,1 %. 2. По согласованию изготовителя с потребителем и при заявке на масла с температурой застывания ниже предусмотренной требованиями стандарта допускается изготовлятьиндустриальные масла с депрессатором, а также масла с tзаст <= -10 °С для масел, применяемых в период с 1 апреля до 1 сентября, за исключением масел на экспорт. 3. Нормы показателей в скобках и масло И-20А Новоуфимского НПЗ с цветом не более 3,5 ед. ЦНТ дозапускаются до 01.01.2000 г.; допускается также по согласованию с потребителем вырабатывать масла И-12А, И-40А, И-50А из казахстанских нефтей с кислотным числом не более 0,08 мг КОН/г (изменения №№ 2, 3, 4 ГОСТ 20799–88). |
Характеристики базовых масел серии ВИ (ТУ 38. 101308–97)
Показатели | ВИ-4 | ВИ-6 | ВИ-8 | ВИ-20 | ВИ-30 | ВИ-40 | ВИ-50 | ВИ-70 | ВИ-90 | ВИ-115 |
Вязкость кинематическая при 40 °С, мм2/с | 4,3–6,0 | 7,2–10,1 | 9,3–12,5 | 26,3–30,0 | 44,5–50,0 | 55,8–65,0 | 76,8–85,0 | 117,5–125,0 | 151,0–165,0 | 195,0–205,0 |
Индекс вязкости, не менек | - | 95 | 95 | 95 | 95 | 95 | 95 | 95 | 95 | 90 |
Удельная дисперсия (F, С), не выше | 105 | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
Коксуемость, %, ёе более | 0,05 | 0,05 | 0,10 | 0,10 | 0,10 | 0,15 | 0,20 | 0,25 | 0,30 | 0,40 |
Температура, °С: вспышки в открытом тигле, не ниже | 125 | 145 | 145 | 180 | 210 | 220 | 225 | 230 | 240 | 250 |
застывания, не выше | -8 | -10 | -10 | -10 | -10 | -10 | -10 | -10 | -10 | -10 |
Цвет, ед. ЦНТ, не более | 1,0 | 1,5 | 1,5 | 2,5 | 3,0 | 3,5 | 4,0 | 4,5 | 5,5 | 6,0 |
Примечание. Для всех марок масел нормируют: внешний вид — однородная прозрачная жидкость; зольность, не более 0,005 %; кислотное число не более 0,005 мгКОН/г; содержание механических примесей, воды, фенола — отсутствие. |
Масла с присадками (легированные)Масла индустриальные И-Л-С и ИГП вызапускают в соответствии с ТУ 38.1011191–97 и ТУ 38.101413–97. Это дистиллятные, остаточные или смесь дистиллятных и остаточных нефтяных масел из сернистых нкфтей глубокой селективной очистки с антиокислительной, противоизносной,антикоррозионной и антипенной присадками. Применяют их в основном для смазывания современного отечественного и импортного оборудования в различных отраслях народного хозяйства, для эксплуатации того важны масла с улучшенными эксплуатационными свойствами.Основными показателями, характеризующими эксплуатационные свойства масел ИГП, являются вязкость, стабильность против окисления, антикоррозионные свойства и стойкость к ценообразованию.В связи с применением в гидравлических системах современного промышленного оборудования фильтров тонкой очистки (25, 10 и 5 мкм) важное значение приобретает такое свойство нефтяных масел, особенно легированных, как фильтруемость.Масла ИГП можно использовать взамен соответствующих по вязкости масел общего назначения по ГОСТ 20799–88. Преимущества легированных масел ИГП в сравнении с маслами без присадок подтверждены многолетней практикой их производства и применения.Масла И-Л-С-5, И-Л-С-10, И-Л-С-22 (взамен ИГП-4, ИГП-б, ИГП-8, ИГП-14) применяют для смазывания легконагруженных высокоскоростных механизмов (шпиндели, подшипники и сопряженные с ними соединения).Масла ИГП-18, ИГП-30, ИГП-38, ИГП-49 служат рабочими жидкостями в гидравлических системах станков, автоматических линий, прессов. Используют для смазывания высокоскоростных коробок передач, мало — и средненагруженных редукторов и червячных передач, вариаторов, электромагнитных и зубчатых муфт, подшипниковых деталей, направляющих скольжения и качения и в других узлах и механизмах, где требуются масла с улучшенными антиокислительными и противоизносными свойствами.Масла ИГП-72, ИГП-91, ИГП-114 используют в гидравлических системах тяжелого прессового оборудования и для смазывания шестеренчатых передач, средненагруженных зубчатых и червячных редукторов, в циркуляционных системах смазки различного оборудования.Масла ИГП-152, ИГП-182 используют для смазывания нагруженных зубчатых и червячных передач, коробок скоростей, редукторов и других деталей.
Характеристики индустриальных масел И-Л-С и ИГП
Показатели | И-Л-С-5 | И-Л-С-10 | И-Л-С-22 |
Обозначение по ГОСТ 17479.4–87 | |||
И-Л-С-5 | И-Л-С-10 | И-Л-С-22 | |
Плотность кг/м3, не более | 850 (880) | 880 | 890 |
Вязкость кинематическая, при 40 °С, мм2/с | 4,1–5,1 | 9,1–11,0 | 19,8–24,0 |
Индекс вязкости, не менее | - | - | 90 |
Температура, °С: вспышки в открытом тигле, не ниже | 110 | 143 | 170 |
застывания, не выше | -15 | -15 | -15 |
Массовая доля, %: цинка, не менее | 0,04 | 0,04 | 0,04 |
серы, не более | 0,9 | 0,9 | 0,9 |
Цвет, ед. ЦНТ, не более | 1,5 | 2,0 | 2,0 |
Склонность к ценообразованию: стабильность пены,см3, не более: при 24 °С | 50/5 | 50/5 | 50/5 |
при 94 °С | 50/5 | 50/5 | 50/5 |
при 24 °С после испытания при 94 °С | 50/5 | 50/5 | 50/5 |
Коррозионное воздействие на медь | Выдерживает | ||
Антикоррозионные свойства: степень коррозии | - | - | - |
Примечания. 1. Для всех марок масел И-Л-С и ИГП нормируют: внешний вид — однородная прозрачная жидкость; зольность не более 0,2%; кислотное число не более 1,0 мг КОН/г; содержание механических примесей — отсутствие, воды — следы; число омыления 0,8–2,5 мг КОН/г; старение в горячем состоянии: увеличение кислотного числа после окисления не более 0,35 мг КОН/г; термоокислительная стабильность по методу ASTM D-943: увеличение кислотного числа не более 0,5 мг КОН/г. Не нормируют — коксуемость, определяет потребитель АО «АВТОВАЗ». 2. ОАО «Славнефть — Ярославский НПЗ» допускается вырабатывать масло И-Л-С-5 с плотностью менее 880 кг/м3, ОАО «Ярославнефтеоргсинтез» — масло ИГП-18 плотностью менее 885 кг/м3. 3. При поставке на экспорт всех марок масел ИГП и АО «АВТОВАЗ» марок ИГП-18 — ИГП-114 индекс вязкости (ИВ) не менее 95, за исключением масел 000 «Лукойл — Волгограднефтепереработка»: ИГП-18 — ИГП-49 с ИВ >= 90; ИГП-72 — ИГП-114 с ИВ >= 85. 4. Допускается с 1 апреля до 1 сентября выработка масел ИГП с tзаст <= -10 °С. 5. Показатели ценообразования, старения в горячем состоянии, термоокислительной стабильности масел И-Л-С и ИГП гарантируются технологией производства и определяются только в АО «АВТОВАЗ». 6. В маслах ИГП допускается применение депрессатора ПМА «Д» до 0,3 % (100 %-ного). |
Характеристики индустриальных масел И-Л-С и ИГП
Показа-
тели | ИГП-18 | ИГП-30 | ИГП-38 | ИГП-49 | ИГП-72 | ИГП-91 | ИГП-114 | ИГП-152 | ИГП-182 |
Обозначение по ГОСТ 17479.4–87 | |||||||||
И-Г-С-32 | И-Г-С-46 | И-Г-С-68 | И-Т-С-100 | И-Т-С-150 | И-Т-С-220 | И-Т-С-320 | |||
Плотность кг/м3, не более | 880 (885) | 885 | 890 | 895 | 900 | 900 | 900 | 905 | 910 |
Вязкость кинематическая, при 40 °С, мм2/с | 24–30 | 39–50 | 55–65 | 76–85 | 110–125 | 148–165 | 186–205 | 265–280 | 320–348 |
Индекс вязкости, не менее | 90 | 90 | 90 | 90 | 90 | 90 | 90 | 90 | 90 |
Температура, °С: вспышки в открытом тиглк, не ниже | 180 | 200 | 210 | 215 | 200 | 225 | 230 | 230 | 240 |
застывания, не выше | -15 | -15 | -15 | -15 | -15 | -15 | -15 | -15 | -15 |
Массовая доля, %: цинка, не менее | 0,04 | 0,04 | 0,04 | 0,04 | 0,04 | 0,04 | 0,04 | 0,04 | 0,04 |
серы, не более | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,4 | 1,5 |
Цвет, ед. ЦНТ, не более | 3,0 | 3,5 | 4,0 | 5,0 | 5,5 | 6,5 | 7,0 | 8,0 | 8,0 |
Склонность к ценообра зованию: стабиль—
ность пены,см3, не более: при 24 °С | 50/5 | 50/5 | 50/5 | 50/5 | 50/5 | 50/5 | 50/5 | 50/5 | 50/5 |
при 94 °С | 50/5 | 50/5 | 50/5 | 50/5 | 50/5 | 50/5 | 50/5 | 50/5 | 50/5 |
при 24 °С после испытания при 94 °С | 50/5 | 50/5 | 50/5 | 50/5 | 50/5 | 50/5 | 50/5 | 50/5 | 50/5 |
Коррозионное воздействие на медь | - | ||||||||
Антикоррозионные свойства: степеёь
коррозии | Отсутствие | ||||||||
Примечания. 1. Для всех марок масел И-Л-С и ИГП нормируют: внешний вид — однородная прозрачная жидкость; зольность не более 0,2%; кислотное число не более 1,0 мг КОН/г; содержание механических примесей — отсутствие, воды — следы; число омыления 0,8–2,5 мг КОН/г; старение в горячем состоянии: увеличение кислотного числа после окисления не более 0,35 мг КОН/г; термоокислительная стабильность по методу ASTM D-943: увеличение кислотного числа не более 0,5 мг КОН/г. Не нормируют — коксуемость, определяет потребитель АО «АВТОВАЗ». 2. ОАО «Славнефть — Ярославский НПЗ» допускается вырабатывать масло И-Л-С-5 с плотностью менке 880 кг/м3, ОАО «Ярославнефтеоргсинтез» — масло ИГП-18 плотностью менее 885 кг/м3. 3. При поставке на экспорт всех марок масел ИГП и АО «АВТОВАЗ» марок ИГП-18 — ИГП-114 индекс вязкости (ИВ) не менее 95, за исключением масел 000 «Лукойл — Волгограднефтепереработка»: ИГП-18 — ИГП-49 с ИВ >= 90; ИГП-72 — ИГП-114 с ИВ >= 85. 4. Допускается с 1 апреля до 1 сентября выработка масел ИГП с tзаст <= -10 °С. 5. Показатели ценообразования, старения в горячем состоянии, термоокислительной стабильности масел И-Л-С и ИГП гарантируются технологией производства и определяются только в АО «АВТОВАЗ». 6. В маслах ИГП допускается применение депрессатора ПМА «Д» до 0,3 % (100 %-ного). |
В эту группу входят дистиллятные масла из малосернистых и сернистых нефтей селективной очистки с присадками и без присадок вязкостью при 50 °С от 2,2 до 15,5 мм2/с. Они служат для смазывания высокоскоростёых механизмов металлорежущих станков, текстильных машин, сепараторов, центрифуг, шпинделей, подшипников и сопряженных с ними соединений.Масла И-Л-С-5, И-Л-С-10, И-Л-С-22 (ТУ 38.1011191–97) -дистиллятные масла из сернистых нефтей глубокой селективной очистки с антиокислительной, антикоррозионной, противоизносной и антипенной присадками. Предназначены для высокоскоростных шпиндельных деталей металлорежущих станков. Масла И-Л-С-5 и И-Л-С-10 экономически наиболее целесообразно использовать взамен соответствующих по вязкости масел без присадок И-5А и И-8А.Масло И-5А применяют для смазывания быстроходных механизмов: подшипников и втулок веретен прядильных и крутильных машин, подшипников шпинделей шлифовальных кругов металлорежущих и других станков, работающих при частоте вращения 15–35 тыс. мин’’, условия работы которых не предъявляют особых требований к антиокислительным и антикоррозионным свойствам масел. Масло используют также для смазывания контрольно-измерительных приборов и других легконагруженных деталей. Можно заменить маслом И-Л-С-5 или И-8А.Масло И-8А применяют для коттонных и кеттильных трикотажных машин, малонагруженных деталей трения, работающих с частотой вращения 5–15000 мин-1, швейных и вязальных машин, шпинделей шлифовальных кругов металлорежущих станков, контрольно-измерительных приборов. Можно заменить маслами И-Л-С-5 или И-Л-С-10 и И-5А.